-
Пароход большой (прикусить кончик языка и гудеть ЫЫЫ, потом разжать зубы и опять прикусить, продолжая гудеть)
-
Пароходик маленький (прикусить кончик языкаи гудеть ИИИ, потом разжать зубы и опять прикусить, продолжая гудеть)
-
Ловим мышку (Произнося звук А, кусать зубами кончик языка и опять
отпускать, как будто ловим мышек за хвостики)
История для запоминания последовательности упражнений:
Проделать упражнения основного комплекса, опираясь на занимательную историю.
Сказать, что наши друзья прискакали на лошадке к речке и увидели там Пароходик (большой или маленький, в зависимости от нужного звука). Он им приветственно загудел.
Если ставится ЛЬ, то можно сказать, что наши друзья тоже стали приветствовать пароходик:
Лягушонок загудел: прикусить кончик язычка и гудеть И, отпуская кончик.
Бегемотик загудел: прикусив кончик, гудеть И и, отпуская кончик, открыть рот для произненсения А.
Слоник загудел: прикусив кончик, гудеть И и, отпуская кончик, вытянуть губы для произненсения У.
Далее для постановки Л твёрдого история может выглядеть следующим образом:
Но вдруг на палубе теплохода послышалось: «Внимание, внимание, наш теплоход терпит бедствие. На его борту
развелось слишком много мышей. Помогите их поймать, иначе пароход может пойти ко дну».
Сначала начал ловить мышей бегемотик: А…прикусить язычок, растянув губы в улыбке, А…прикусить язычок.
Затем лягушонок: И…прикусить язычок и т.д.
Затем слоник: У… прикусить язычок, растянув губы в улыбке…и.т.д.
Затем змейка: Э…прикусить язычок, растянув губы в улыбке.
Пароходик отблагодарил друзей долгим гудком: прикусить язычок и , растянув губы в улыбке, погудеть ЫЫЫ и,
отпуская язычок попытаться произнести А, затем У, О, Э.