Учебный план

3

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

Нормативно — правовая база для составления учебного плана:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»  (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г.).

  • Устав Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «ЦРР – детский сад «Радуга»;

  • Основная общеобразовательная программа МКДОУ «ЦРР –ДС «Радуга», составленная на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования;

  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

 При составлении учебного плана МКДОУ ориентировалось на стратегии и тактики образования, сформулированные в национальной доктрине образования в РФ, в уставе МКДОУ; учитывались социально-экономические, научно-культурные особенности, мнения участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников, родителей (законных представителей) и органов государственно-общественного управления.

Учебный план является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности.

Основными задачами плана непосредственно образовательной деятельности являются:

  1. Регулирование объема образовательной нагрузки.

  2. Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

  3. Обеспечение углубленной работы по приоритетным направлениям МКДОУ: формирование естественнонаучных представлений дошкольников; расширение представлений детей о труде взрослых, профессиях и их общественной значимости.

Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно — гигиеническими  нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13)

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:

 для детей от 3 до 4  лет – не более 15 минут,

для детей от 4  до 5 лет – не более 20 минут

для детей от 5 до 6  лет – не более 25 минут,

для детей от  6 до 7  лет – не более 30 минут.

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:

  • в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут;

  • в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа.

В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки.

Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуют в первую половину дня.

Организованную образовательную деятельность по музыкальному развитию проводит музыкальный руководитель; по физическому — инструктор по физкультуре; учитель-логопед проводит организованную индивидуальную и групповую работу по развитию связной речи, формированию звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи; педагог — психолог проводит организованную подгрупповую и индивидуальную работу по развитию психических процессов, по предупреждению поведенческих, эмоционально-волевых нарушений, успешной адаптации к условиям детского сада (с детьми 2-ой младшей группы), к условиям школьного обучения (с детьми подготовительной группы).

Содержание воспитательно-образовательного процесса включает совокупность образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Учебный план МКДОУ «ЦРР – ДС «Радуга» составлен в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада и включает в себя:

  • примерную основную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы;

  • парциальные программы, дополняющие содержание образовательной деятельности:

  • «Музыкальные шедевры» О.Н. Радыновой (используется в работе музыкального руководителя);

  • «Безопасность» Н.Н. Авдеевой; Р.Б. Стеркиной;

  • Педагогическая технология физического развития М.Д. Маханёвой «Воспитание здорового ребёнка» (используется в работе инструктора по физкультуре);

  • Занятия по обучению грамоте дошкольников. Варенцова Л.В. (для детей 5-7 лет)

  • Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду»

  • Учебно-методическое пособие И.А. Лыковой «Художественный труд в детском саду»

Содержание данной примерной и парциальных программ способствует

целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности ДОУ.

Узкими специалистами, педагогом дополнительного образования, воспитателями  разработаны и реализуются Рабочие программы:

  • «Весёлый оркестр», по развитию музыкально – художественной деятельности и приобщению к музыкальному искусству для ребят старших групп.

  • «Готовимся к школе», направлена на развитие произвольной познавательной сферы, для детей подготовительной к школе группе.

  • «Познавайка», направлена на развитие психических процессов, развитие личности ребёнка, для детей 5-6 лет

  • «Речевечок», направлена на развитие связной речи с использованием метода наглядного моделирования для детей 5-6 лет.

  • «Кузнечики», направлена на укрепление здоровья воспитанников, активизацию и развитие двигательной деятельности для детей 4-5 лет

  • «Мастерская «Фиксики», направлена на развитие конструктивных способностей и формирование интереса к робототехники для детей 5-6 лет

  • «Хореография», направлена на развитие музыкально-ритмических умений и навыков (для всех возрастных групп)

  • «Лукоморье», направлена на развитие творческих способностей средствами театрального искусства, для детей 6-7 лет

  • «Волшебная нить», направлена на развитие творческих и познавательных способностей и мелкой моторики рук детей 5-6 лет

  • «Волшебный завиток», направлена на развитие художественного вкуса и творческих способностей дошкольников 6-7 лет

  • «Неизведанное рядом», направлена на развитие исследовательской и поисковой активности детей 6-7 лет

  • «Пластилиновое чудо», направлена на развитие творческих, познавательных способностей и мелкой моторики рук детей 5-6 лет

В учебном плане выделяются:

  • основная обязательная образовательная деятельность, обеспечивающая реализацию ФГОС ДО к содержанию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

  • дополнительные совместные мероприятия педагога с детьми, позволяющие более полно реализовать вариативное обучение и усилить дошкольный компонент.

Инвариантная часть непосредственно образовательной деятельности с детьми  организуется утром и во вторую половину дня, а вариативная часть учебного плана организуется во вторую половину дня.

Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной и специально организованной  деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.

п.п.

Непосредственно образовательная деятельность Количество занятий
II младшая группа Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная группа
1.1. «Познавательное развитие»:

·                 ФЭМП

·                 Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

2

 

1

 

1..2. «Художественно-эстетическое развитие»

·       Лепка

·       Рисование

·       Аппликация

·       Художественный труд

·       Конструктивно-модельная деятельность

 

 

0,5

1

0,5

 

ежедневно

 

 

0,5

1

0,5

0,5

 

0.5

 

 

0,5

1

0,5

0,5

 

0,5

 

 

 

0,5

2

0,5

0,5

 

0,5

 

1.3. «Речевое развитие»

·       Развитие речи

·       Обучение грамоте

·       Художественная литература

 

1

ежедневно

 

1

ежедневно

 

1

1

ежедневно

 

1

1

ежедневно

1.4. «Музыка»

 

2 2 2 2
1.5. «Физическая культура» 2 2 2 2
  Итого количество занятий в неделю   9 10 11 13
2.  
2.1. «Художественно-эстетическое развитие»

·                 «Волшебная нить»

·                 «Волшебный         завиток»

·                 «Пластилиновое чудо»

·       «Мастерская «Фиксики»

 

«Музыкально-художественная деятельность»

·       «Весёлый оркестр»

·       «Хореография»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

1

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2.2. «Речевое развитие»

·                 «Речевечок»

    1  
2.3. «Познавательное развитие»

·       «Познавайка»

·       «Готовимся к школе»

·       «Неизведанное рядом»

     

1

 

 

 

 

1

 

1

2.4 Физическое развитие

·       «Кузнечики»

   

1

 

 

 
2.5 Социально-коммуникативное развитие

·                 Театральная студия «Лукоморье»

     

 

 

 

 

 

1

  Итого количество занятий в неделю: 2 3 8 6