«Играем дома-развиваем речь»

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако, если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей. Семья закладывает основы личностных качеств ребёнка. Именно в семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу дошкольного учреждения с семьёй. В системе работы нашего ДОУ мы предлагаем родителям воспитанников ряд логопедических игр и заданий, с помощью которых они смогут закрепить знания и умения своего ребенка в процессе игр, направленных на формирование познавательно-речевой активности ребенка с нарушением речи. Исходя из интересов ребенка и возможностей родителей с учетом современной действительности, которая обуславливает недостаточное количество времени на совместное времяпрепровождение.
1. Игры на кухне:
• Помогаю маме
Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
• Давай искать на кухне слова
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
• Угощаю
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.
2. Игры в комнате ребенка:
• Придумай загадку
Ребенок придумывает загадку-описание мебели или игрушки. Например, у него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ)
• Где игрушка?
Игры могут быть связаны со знакомством с предлогами, размерами окружающих предметов, изменением их количества. Например, игра с предлогами может быть проведена в варианте «стул и игрушка»: игрушка на стуле, под стулом, за стулом с обязательным активным действием и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов.
• Назови ласково
Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово»: диван – диванчик, стол – столик с обязательной демонстрацией предметов.
• Один-много
При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать сочетание понятий «один – много»: один карандаш – много карандашей, одна вилка – много вилок.
3. Игры во время прогулки:
По дороге к бабушке, на праздник. Любая дорога отнимает, как
правило, много времени. Чтобы ребенок не заскучал, поиграйте с ним: Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса.
— Беседа.
• Куда мы идем? (К остановке автобуса) .
• Автобус, это какой вид транспорта? (Наземный, пассажирский) .
• А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай) .
• А метро, это какой вид транспорта? (Подземный) .
• А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой) .
• Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т. д.
• Чем отличается автобус от троллейбуса?
• Может ли трамвай объехать девочку?
— Мы идем в гости, что такое «гости»?
• Кто ты бабушке? Я бабушкин внук.
• А кто я бабушке? Ты бабушкина дочь.
• Кем приходится бабушка дедушке? Бабушка – жена дедушки.
• Что мы подарим бабушке? И т. д.
Вопросы нужно задавать в нормальном темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.
— Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.
А я вижу машину, первый звук «м» и т. д.
Или называть слова из 1-2-3 слогов, можно называть все предметы определенного цвета или формы. Кстати, это очень хорошее упражнение для затормаживания расшалившегося ребенка. Можно продолжить игру: один говорит слово, другой составит с ним предложение, один слово, другой – определение к нему.
Теперь попробуем простимулировать воображение ребенка:
Представь, во что будет одета бабушка (дедушка, подруга и т. д.)
— Кто еще к ней придет?
— Кто где сядет за столом?
— Что приготовит нам бабушка?
— Сколько тарелок будет стоять на столе?
— Какая посуда есть у бабушки?
— Что нравится тебе у нее дома?
Возвращаясь домой узнайте, что запомнил ребенок:
Назови людей, которые сидели за столом.
Опиши одежду тети.
Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое потом.
4. По дороге в детский сад:
• Я заметил
Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим. А еще обязательно укажем — какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.
• Волшебные очки
Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится синим (красным, зеленым, желтым и т. п.) . Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи : красные сапоги, мяч – красный, красный дом, красная машина, красное пальто и т. п.
• Перепутаница
Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекасо (колесо, посаги (сапоги) и пр.

Статью подготовила: Бугакова Светлана Анатольевна