Автоматизация звуков в повседневной жизни

Каждый родитель мечтает о правильной, «чистой» речи своего ребёнка. Путь к правильному звукопроизношению достаточно сложен и трудоёмок. Необходимы ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, постоянные занятия по введению и закреплению произношения поставленного звука в слогах, предложениях, текстах, и самое главное — в бытовой речи. Этот этап работы над звуком называется автоматизацией. Очень часто можно наблюдать такую ситуацию: на занятиях у логопеда ребёнок произносит звуки правильно, но выйдя за порог логопедического кабинета тут же забывает о своём звукопроизношении и дальше общается на своём привычном языке, как будто и звуков-то никогда не произносил! Это вполне понятно и объяснимо — тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и ребёнку требуется постоянно прилагать некоторые усилия для правильного произнесения звука. К тому же необходимо постоянно следить за своей речью, а это уже процесс самоконтроля, который у ребёнка старшего дошкольного возраста находится в стадии формирования. Именно поэтому при автоматизации звука в речи, неоценимо важной становится роль родителей. Ведь именно они, общаясь со своим ребенком «Один-на-Один», имеют возможность постоянно контролировать его речь. Это постоянное наблюдение за речью ребёнка, тактичное и ненавязчивое исправление неправильно произносимых звуков, способствует тому, что работа по автоматизации будет быстрой и успешной.
Зачастую «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.
Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: «Не хочется заниматься дома! Отказывается говорить правильно! «. Возможно, причина заключается в том, что у малыша не всё получается сразу и именно это вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях надо подбодрить ребёнка, рассказать о том, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился! Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушать веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится.
Все дети разные и задача родителей заключается в том, чтобы найти правильный подход к своему малышу. Родителям необходимо научиться «правильно», с особой осторожностью, указывать на ошибки детей. Вот несколько вариантов:
-надо обязательно рассказать своему ребёнку о том, как Вам приятно слышать правильно произнесённые звуки и слова. Услышав, а речи сына или дочери неправильно произнесенный звук нужно тактично попросить порадовать Вас и произнести неправильное слово еще раз, но уже «красиво».
-можно «удивиться» куда же пропал правильный звук? Затем ненавязчиво предложить отыскать «потерянный» звук и произнести слово еще раз.
-порой можно исправить ошибку в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец. Т. е. малыш неправильно произнес слово-взрослый, тут же утрированно чётко повторяет это слово.
-хорошо определить в доме «место правильной речи», где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его.
Уважаемые родители, вспомните своего ребёнка, когда он был годовалым малышом и учится ходить. Он делал первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживал равновесие, покачивался, напряженно двигал ручками, но он был доволен и горд! Мало кому из родителей пришло бы в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри как надо! Ну что ты все качаешься? «. Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы правильно! » Комично? Нелепо? Но так же нелепы любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится «правильно» говорить.
Часто, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать какие-либо речевые задания или упражнения, некоторые родители встают на путь «подкупа». Этот путь очень опасен, и не всегда эффективен. Можно заставить его механически повторять, но такая «наука» осядет в голове мертвым грузом. Нужно приложить максимум усилий, чтобы пробудить интерес ребенка.
В общении с ребенком необходимо избегать: слов «нет» и «нельзя», готовых решений, критики, выговоров и обвинений. Первый и главный путь-постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бояться, что слова одобрения испортят его, наказывать же ребенка лучше, лишая хорошего, чем, делая ему плохое. Поэтому нужно иметь запас «удовольствий», традиций, больших и маленьких праздников.
Первостепенным требованием к поступающим в школу, является сформированность речи. Поэтому работать нужно уже сейчас, невзирая на то, что всегда находится «1000 неотложных дел». Контролируйте речь своего ребёнка, помогайте ему развивать привычку пользоваться своей новой «красивой» и правильной речью. Ведь на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во многом раз больше времени и сил.

Статью подготовила: Бугакова Светлана Анатольевна