«Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками и ладошкой»

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начинается с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает детям свободу действий. Что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй. Даже у малыша получатся очень красивые работы, трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины. В последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются и отстирываются. Краски для рисования пальчиками можно сделать самим. Самый легкий способ: развести гуашь небольшим количеством воды и добавить в нее несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал. Более сложный рецепт: сварить густой кисель из 1,5 столовой ложки крахмала и стакана воды, остудить, разлить по баночкам и добавить в каждую пищевой краситель. Безопасные и недорогие пальчиковые красители готовы. В качестве красок для крох можно использовать свежевыжатые соки из моркови, помидоров, слив.

Ход работы: 1.Показать детям, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. 2.При смене цвета пальчик промываем в мисочке с водой и вытираем тряпочкой. Варианты работ. Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочки на платье и т.д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т.д.).

Позднее дошкольники учатся рисовать обеими руками (ладошками). Ладошками можно создавать яркие и оригинальные шедевры. Шлеп – и отпечаток готов! Добавим несколько деталей, отпечаток ладони превращается в осьминога, белого медведя или голову петуха.

Ход работы: 1.Вначале занятия потренировать детей делать отпечаток сухой рукой 2.Затем ребенок опускает в миску с гуашью всю ладонь. 3. Делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз – переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком уже вверх ногами. 4. Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет, доводим его до нужного образа, например, свиньи (дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны хвост-крючок). 5.Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять его. Сделать несколько отпечатков. Краску также можно наносить кисточкой. Можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев. Варианты работ. Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист и т.д. Если соединить вместе большие пальцы и создать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка. Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека). Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью (чтобы не пачкать другую). Детей можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа с помощью цветных карандашей.

Успехов вам в творчестве!